Доступная среда

Условия для получения образования детьми с ОВЗ
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральных законах от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В МОБУ СОШ № 5 в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
МОБУ СОШ № 5 предоставляет образование для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках коррекционных классов на уровне начального общего образования (1 и 4 классы), а так же интегрированное обучение на уровне начального общего образования.
Обеспечивается комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения (учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор).
Объекты МОБУ СОШ № 5, приспособленные для обучения инвалидов
В рамках реализации государственной программы «Доступная среда», которая способствует организации специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в МОБУ СОШ №5 создана безбарьерная образовательная и социальная среда, безопасная и комфортная для всех участников образовательного процесса.
В корпусах А и Н смонтированы широкие входные двери, пандус, санитарно-гигиенические помещения. В наличии специальное оборудование: Аппаратно-программный комплекс для кабинета безбарьерной среды для лиц с ОВЗ.
В 2013 году утвержден Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (корпус А МОБУ СОШ № 5).

В наличии специализированный аппаратно-программный технический комплекс для детей с ОВЗ:
  • Наушники с микрофоном;
  • Клавиатура с большими кнопками и с разделяющей клавиши накладкой;
  • Выносная компьютерная кнопка;
  • Компьютерный джойстик;
  • Набор цветных выносных компьютерных кнопок;
  • Программное обеспечение – виртуальная экранная клавиатура;
  • Программное обеспечение: Азбука в ПервоЛого, ЛогоМиры;
  • Программное обеспечение: Мерсибо,
  • Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с овз
  • Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды, которые используются в МОБУ СОШ № 5, приспособленные для обучения лиц с ОВЗ и детьми-инвалидами:
    • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, раздаточный материал)
    • Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа порталы «Мерсибо», «Игры для тигры», «ЛогоМиры 2.0», мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
    • Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
    • Наглядные плоскостные (плакаты, магнитные доски)
    • Демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

Условия организации питания и охраны здоровья обучающихся с ограниченными возможностями
Все обучающиеся с ОВЗ дети обеспечиваются горячим двухразовым питанием в порядке, установленном региональными актами.
Питание обучающихся организуется в соответствии с нормами СанПиН 2.4.5.2409-08. Пунктом 6.8 СанПиН закреплено, что обучающиеся обеспечиваются двухразовым горячим питанием (завтрак и обед). Выдача обучающимся сухого пайка нормами СанПиН не предусмотрена.
Денежные средства на обеспечение питания могут выделяться как из средств бюджета субъекта, так и из муниципального бюджета
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованные учебные кабинеты
В 2022 году в МОБУ СОШ № 5 в рамках «Инклюзивное образование детей с расстройствами аутистического спектра в условиях массовой общеобразовательной школы в муниципальном образовательном пространстве города Таганроге» была создана предметно-пространственная среда - Ресурсная комната. Это пространство, которое дает возможность совместного пребывания детей с нормой развития и детей с ОВЗ. В кабинете есть оборудование для:
  • сенсорной разгрузки (сухой бассейн – 1 шт., сухой душ – 1шт., кресло мешки – 4 шт., короб для песка – 2 шт., ортоковрики – 8 шт., мягкий ковер 150*200)
  • дидактический материал для формирования и коррекции всех психических процессов
  • логопедическое оборудование (зонды, зондозаменители, очистители, вибрологомассажер Z-Vibe, дидактический материал по формирования и коррекции графомоторных навыков и речевых процессов)
  • светодиодная лампа с увеличительным стеклом, тифлопланшет для категории слабовидящих детей.
Ссылка на источник

ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ отсутствуют.
ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ БИБЛИОТЕКИ отсутствует.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ СПОРТА отсутствуют.
Организация питания детей с ОВЗ
Начальное общее образование: двухразовое питание на сумму 136,02 р.
Основное общее образование: двухразовое питание на сумму 136,02 р.

Специальные условия охраны здоровья
Сведения об условиях охраны здоровья обучающихся в том числе и обучающихся с ОВЗ
1.Освещение, проветривание помещений, учебное расписание и организация питьевого режима соответствуют требованиям СанПиН.
2.Медицинский блок состоит из нескольких помещений: процедурной комнаты, кабинета врача. Осуществляется оказание первичной медико-санитарной помощи, прохождение периодических медицинских осмотров и диспансеризации, проведение привинтивных мероприятий.
3. Организован пропускной режим в здание школы, территория по периметру имеет ограждение и освещение.
4. На этажах и в помещениях здания размещено достаточное количество огнетушителей для соблюдения пожарной безопасности детей.
5. Проводятся классные часы, индивидуальные беседы с обучающимися и их родителями по пропаганде и обучению навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда, профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, по профилактике и запрещению курения, употреблению алкоголя, слабоалкогольных напитков, пива и психотропных веществ и их прекурсоров, и аналагов, и других одурманивающих средств.
6. По профилактике несчастных случаев с обучающимися во время их пребывания в образовательной организации проводятся общешкольные линейки, общешкольные мероприятия, классные мероприятия, беседы с родителями, родительские общешкольные и классные собрания. Ведется целенаправленная работа педагога-психолога, социального педагога.
7. Для проведения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий проводятся влажные уборки помещений, проветривания, а также генеральные уборки помещений.
8. Организовываются мероприятия на свежем воздухе, прогулки во время динамической паузы. На уроках проводятся физкультминутки для мышц тела, для глаз, для дыхания.
9. Ведется ежедневный мониторинг за состоянием здоровья обучающихся в зимнее и весеннее время.
10. Администрация школы держит на контроле вопрос по расследованию и учету несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации.
11. Проводится обучение педагогических работников навыкам оказания первой медицинской помощи.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет.
Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ:

Защита и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается Контент-фильтром NETPOLIS.
Электронные ресурсы: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru ,
https://education.yandex.ru/lab/classes/90208/library/mathematics/

Яндекс учебник.
https://chudo-udo.info/ детский развивающий сайт «Чудо-Юдо».

https://www.yaklass.ru/p - образовательная платформа «Якласс».

Открытый урок. Первое сентября https://открытыйурок.рф/

Уроки школьной программы: видео, конспекты, тесты, тренажеры http://interneturok.ru/
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья используются возможности Центра специальных возможностей ОС Ios распознавание речи, экранная лупа, экранный диктор, клавиатура с крупными, цветными клавишами, кнопки дополнительного управления (красная, желтая-2 шт.), джойстик – 2 шт.
ТСО КОЛЛЕКТИВНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ:
кабинет информатики №4 – рабочее место учителя – 1 шт.
рабочее место учащегося – 12 шт.
библиотека – рабочее место библиотекаря – 1 шт.
рабочее место учащегося – 4 шт.